Российская армия нуждается в людях: будет ли мобилизация?

Российская армия нуждается в людях: будет ли мобилизация?

Мобилизацию в российскую армию обсуждают с самого начала военной кампании в Украине. В марте обсуждали введение военного положения, из-за чего многие потенциальные призывники покинули страну. Теперь же СМИ и эксперты указывают на 9 мая, как на день, когда президент Владимир Путин может объявить не только мобилизацию, но и официальную войну Украине.

В начале недели, 3 мая CNN со ссылкой на источники среди западных политиков сообщила, что День победы может стать символическим поводом объявить новую войну нацизму. «Я не удивлюсь, хоть у меня нет точной информации об этом, что он (Путин), вероятно, собирается объявить в этот майский день, что “мы сейчас воюем с нацистами со всего мира и нам нужно провести массовую мобилизацию среди россиян”», — говорил министр обороны Великобритании Бен Уоллес. Киев также несколько раз указывал на возможную мобилизацию в России.

В Кремле информацию о мобилизации и возможном официальном объявлении войны отрицают. «Это чушь», — коротко ответил на вопросы журналистов Дмитрий Песков. Объясняем, насколько возможна мобилизация, зачем она российской армии и, если ее проведут, кто под нее попадет.

Российская армия нуждается в людях: будет ли мобилизация?

Будет или нет?

Несмотря на заявления зарубежных разведок и украинских военных, все опрошенные «МО» правозащитники, эксперты и военнослужащие считают, что проведение мобилизации в рамках украинской кампании маловероятно. «В принципе после 24 февраля возможно все, в том числе и введение мобилизации и военного положения. Но насколько можно судить, эта мера не популярна в обществе, и власть на такую непопулярность обращает внимание», — объясняет директор Правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» (признана в России иноагентом) Сергей Кривенко. По его словам, ввести мобилизацию могут только в случае острой необходимости, так как риторика этой кампании схожа с тем, что было в Сирии. «Где-то идет военная операция, но в России все хорошо», — описывает Кривенко позицию властей.

С ним согласен и другой правозащитник, пожелавший остаться анонимным. «Мы сейчас каких-то движений по мобилизации не видим, но видим множество нарушений на призыве», — рассказывает он. По словам правозащитника, военкоматы «гребут всех подряд». «Раньше тоже такая ситуация была, но не в таком вопиющем масштабе. Забирают с самыми очевидными диагнозами — порок сердца, плоскостопие. Мрак, в общем, но мы пытаемся как-то через суды бороться», — объясняет он.

Маловероятной видят возможность массовой мобилизации и в Минобороны. «Я никаких приготовлений по этому поводу не видел в последнее время», — рассказывает один из собеседников «МО» в ведомстве. По его данным, мобилизацию даже не обсуждали. «Да, потери есть, потери ощутимые. Но не настолько, чтобы мы сейчас начали из запаса «пиджаков» [офицер, закончивший гражданский вуз] доставать», — резюмирует офицер.

Тем не менее, мобилизацию продолжают массово обсуждать журналисты, политики и исследователи. В основном, в виде слухов. Одним из первых, кто поднял эту тему публично стал участник прошлой кампании на востоке Украины Игорь Стрелков-Гиркин. Но несмотря на большое количество слухов многочисленные опросы, которые лидеры мнений и журналисты проводят в социальных сетях, указывают, что только треть читателей верит в такую возможность. Однако ряд провластных военных блогеров продолжают настаивать на том, что это необходимо, чтобы успешно вести кампанию дальше.

Эксперты и исследователи также не видят никаких массовых приготовлений к мобилизации. По словам основателя расследовательской группы Conflict Intelligence Team Руслана Левиева, даже мобилизационные склады, на которых хранится обмундирование для резервистов, еще не открыли. Левиев указывает, что в CIT мобилизацию считают маловероятной из-за тяжелый политических последствий этого непопулярного решения. Тем не менее, могут провести частичную мобилизацию и призвать тех, кто закончил службу недавно, увеличив таким образом численность вооруженных сил на 200 тыс. человек.

Российская армия нуждается в людях: будет ли мобилизация?

Зачем вообще нужна мобилизация?

О мобилизации, в первую очередь, заговорили на фоне потерь российской армии в ходе «специальной операции». По данным российских властей, к 25 марта погибли 1 351 военнослужащий, еще 3 825 человек были ранены. Эти данные, естественно, не учитывают бои в апреле и второй этап кампании, битву за Донбасс, а также экипаж затонувшего крейсера «Москва». Более точные подсчеты приводит «Медиазона» (признана в России иноагентом): с начала кампании журналистам удалось найти подтверждения гибели как минимум 2 099 военных.

По украинским данным, российская армия потеряла более 24 тыс. солдат, однако в Киеве не уточняют, какая часть военнослужащих выбыла из-за ранений, а какая была убита в ходе боев.

Даже в Кремле нынешние потери считают существенными и называют «огромной трагедией». Однако в масштабах кампании, в которой с российской стороны участвуют более 100 тыс. человек, восполнять такие потери мобилизацией бессмысленно. При штатной численности в 900 тыс. военных, призывать дополнительно гражданских для покрытия нескольких тысяч убитых и раненых не очень логично, подтверждает собеседник «МО» в Минобороны. Однако даже в этом случае от прогнозов эксперты и военные отказываются. «После 24 февраля возможно все», — говорят они.

Российская армия нуждается в людях: будет ли мобилизация?

Поможет ли она?

Ситуацию осложняет и то, что с началом битвы за Донбасс, российская армия не особо продвинулась вглубь Украины. Основные бои последних недель идут за Северский Донец, однако ни Киев, ни Москва не смогли форсировать реку и захватить территорию на берегу противника.

Вторая фаза кампании затягивается — и не ясно, сможет ли мобилизация решить этот вопрос. «Если мы сейчас мобилизуем людей, кто их учить будет, все опытные офицеры уже там», — рассказывает собеседник «МО» в Минобороны. Помимо этого есть и политический вопрос, так как мобилизация может вызвать серьезное недовольство населения.

Правда, пополнить подразделения, воюющие в Украине, Путин может и без мобилизации. В 2021 году президент запустил проект «БАРС» — Боевой армейский резерв страны. По планам войти в резерв должны были 100 тыс. человек, однако, судя по региональным новостям, проект стартовал не очень удачно и пока что необходимого количества резервистов не набралось. «Должны были проходить тренировки, подготовка несколько месяцев в год, но не сказать, чтобы у нас в регионе, например, их кто-то проводил», — рассказывает правозащитник, помогающий военнослужащим. По его словам, «БАРС» вряд ли в ближайшее время станет подспорьем для армии в текущей кампании, однако «при необходимой воле» еще несколько десятков тысяч человек по всей стране проект может собрать. Хватит ли этого для перелома ситуации в битве за Донбасс — вряд ли. Ведь даже сократив фронт и сосредоточившись на востоке Украины, российская армия особых побед не снискала.

Российская армия нуждается в людях: будет ли мобилизация?

Что говорит закон

Основной закон, регулирующий введение мобилизации в российской армии, это федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Согласно ст.4 этого закона объявить мобилизацию может только президент России — «в случаях агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ». После этого президент сообщает о своем решении обеим палатам парламента и издает соответствующий указ.

Помимо этого Путин может также объявить военное положение. Для этого нужен отдельный указ, согласно федеральному конституционному закону от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении». Поводом для такого указа может стать «агрессия против РФ или непосредственная угроза агрессии». Таковыми, например, могут считать «бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории РФ», что в последние недели происходит в Белгородской и Курской областях.

После публикации указа (его нужно опубликовать незамедлительно) президенту понадобится одобрение Совета Федерации, чтобы положение ввести. Теоретически верхняя палата парламента может верховному главнокомандующему отказать.

О том, кто попадает под мобилизацию, рассказывает уже третий закон — федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О воинской обязанности и военной службе». В разделе VIII.1 этого документа указано, что резервист (гражданин, подписавший контракт зачисления в резерв) при публикации указа о мобилизации должен явиться в свой военкомат. Уважительные причины не явиться тоже есть — к ним относятся травмы самого резервиста, болезнь или смерть близкого родственника и «обстоятельства непреодолимой силы». В остальном, в случае введения мобилизации и военного положения, все граждане обязаны являться по повесткам и вызовам военкоматов и органов власти.

При этом, сколько именно граждан могут попасть под мобилизацию неясно, мобилизационный ресурс — это засекреченная информация. Тем не менее, по оценкам справочникам The Military Balance, подготовленного Международным институтом стратегических исследований (IISS), в 2022 году резерв российской армии составлял около двух млн человек. К ним исследователи относят всех военнослужащих, прошедших сборы или службу в течение пяти лет и младше 50 лет. Для сравнения, численность всей российской армии в мирное время составляет до 900 тыс. человек.

0

Автор публикации

не в сети 3 дня

Светка-конфетка

202
Я просто ох*енная чикса!
28 лет
День рождения: 04 Октября 1995
Комментарии: 56Публикации: 838Регистрация: 11-09-2019
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
РЭНБИ - Europe
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля