Экономика ЕС держалась экспорте высокотехнологичных товаров и услуг. Россия была выгодным партнёром для ЕС, который продавал дешёвые энергоресурсы, получая взамен продукты их переработки и услуги. Сотрудничество было «стратегическим», так как ЕС из-за всяких там зелёных идей и социальных обязательств ЕС не спешили слезать с энергетического наркотика России, а РФ из-за особенностей бюрократии не могла провести эффективное импортозамещения.
Эта модель держала мир в определенном равновесии.
После введения санкций рост цен на энергоносители и потеря российского рынка разбалансировали экономику ЕС: затраты выросли, прибыли упали, капитал побежал в Британию и США, т.к. акции американского ВПК стали намного привлекательнее акций германского автопрома.
Параллельно, чтобы не обрушить свою экономику, Россия нарастила продажу энергоресурсов в Китай и Индию да ещё и со скидкой. У тех случился обратный от ЕС эффект: затраты упали, а значит конкурентоспособность товаров выросла.
Европейские компании начали терять рынки, а европейцы деньги.
Такая ситуация еще больше «разрывает» мир на полюса, наращивая конфликтный потенциал между Европой и Азией. При этом Азия вряд ли откажется от временной акции на российские энергоресурсы, что показал последний саммит G20, на котором не было подписано общего коммюнике.
Поэтому, чем больше длится война и санкции, тем больше падает Европа, и поднимается Азия.