Кейс с ракетами в Польше стал самым проигрышным для Зеленского с начала войны.
Офисом президента была допущена ошибка с выбором коммуникационной стратегии. Безапелляционное и не обоснованное причисление упавших на Пшеводув ракет к российским вступило в противоречия с интересами США и всего НАТО.
Ошибка состояла в переоценке поддержки НАТО. Союзники не дали бы военного ответа даже если эти ракеты были действительно российскими, а не от С-300 ПВО ВСУ. Ровно такую же ошибку в 2008 совершил Михаил Саакашвили.
Поляки, находящиеся в подчинении США на 20 лет дольше чем Украина, быстро исправились. После шока первых часов ракеты были названы украинскими.
Реакция США, НАТО и Польши обнажила критерии критичности удара:
1. Чьё оружие ударило/возможность указать, что ударило оружие противника. В данном случае с самого начала были опубликованы обломки ракеты С-300, что указывало на Украину;
2. Намеренно/не намеренно был нанесён удар. Как и в инциденте с пуском ракеты Су-30 по британскому самолету месяцем ранее, был озвучен фактор «умышленности удара», после чего инцидент с самолетом сразу замяли;
3. Последствия удара. Даже если бы это была российская ракета в ЕС были голоса, которые говорили, что важны последствия. Прозвучал аргумент, что Третью мировую не начинают из-за 2 жертв гражданских и трактора.
Зеленский же упрямо продолжал настаивать. Белому дому пришлось усмирять ОП. Салливан связывался с Ермаком и требовал осторожнее комментировать инцидент. Байден и вовсе заявил, что слова Зеленского – не доказательство.
Причина ошибки ясна – разные цели Зеленского и США в этом кейсе. Зе нужно было втянуто НАТО В войну, у США цели обратные, продолжать конфликт на этом уровне эскалации.
Таким образом, инцидент вместо усиления поддержки Украины принёс демонстрацию границ поддержки Украины и лично Зеленского. НАТО не готово вступать в прямую войну с РФ. Точка.