Политикой в Латинской Америке я интересуюсь примерно так же как политикой в Африке (возможно зря – почитав Эрнандо де Сото я понял, что там все как у нас, только климат получше). Про Аргентину знаю главным образом то, что это страна подававшая большие надежды лет сто тому назад, а затем потонувшая в череде популистских диктатур. И сейчас там с экономикой беда – хотя бы потому, что там существует два обменных курса, один официальный и один нормальный. Но теперь там вылез некий либертарианский кандидат в президенты – Хавьер Милей.
Можно было бы порадоваться за аргентинцев, но, как сообщает Reason, либертарианство у кандидата своеобразное:
1. Он хардкорный пролайфер и выступает против любых абортов (включая те, что после изнасилования). Потому что: “Я защищаю жизнь. Биология утверждает, что жизнь начинается при зачатии. В этот момент формируется новое существо с новой ДНК”. Сторонников легальности абортов он называет “индивидами с промытыми мозгами, которые топят за убийственную политику”.
2. Союзница Милея, Виктория Вилларуэль, открыто критикует американские программы по легализации медицинской марихуаны, называя их “нарколоббизмом”. Сам Милей говорил, что “не допустит расходов в публичной сфере связанных с легализацией наркотиков”. Так что, судя по всему, легалайза ожидать не приходится.
Справедливости ради, часть претензий в этом же тексте выглядят притянутыми за уши: например, что Милей как-то неправильно оценивает прошлое Аргентины или имеет личное негативное отношение к наркотикам и гомосексуальности (личное отношение может не противоречить легалайзу). Но в целом картина ясна – обычный палеолибертарианский популизм по дедушке Ротбарду (о нем я рассказывал в этом видео. Ультраконсерватизм со ссылками на Мизеса.
Здесь можно было бы еще предположить, что даренному коню в зубы не смотрят. Можно было бы простить культурный консерватизм при наличии хорошей экономической программы, учитывая, что экономика страны в глубокой заднице. Можно было бы сказать, что сам кандидат может быть каким угодно шизом, если за ним стоят грамотные профессионалы-экономисты (как было в истории Саакашвили-Бендукидзе). Но экономическая программа у Милея, похоже, тоже своеобразная. Например, он грозится закрыть Центральный Банк. Дело тут даже не в том, что это австрийская шиза столетней давности. А в том, что скорее всего у президента просто не хватит на это полномочий. То есть, чистый популизм. А вот насколько у него есть нормальная (в смысле реализуемая) либертарианская экономическая программа – непонятно.
Поэтому предполагаю, что чудес ожидать не стоит. Если у этого чувака нет своего Бендукидзе где-то в загашнике и он придет к власти, то Аргентина едва ли дождется качественных экономических реформ, зато получит консервативную культурную войну на свою голову. В итоге останется в той же экономической заднице, только еще с подпольными абортами и тому подобным. А виновата во всем окажется мировая номенклатура “политическая каста”, с которой Милей сражается в своих выступлениях.